Права и обязанности пациентов

ОАО «Медицина» благодарит вас за выбор нашей клиники для оказания медицинской помощи.

Залог успешного лечения складывается из нескольких факторов, но важнейшими из них являются профессионализм врача и вовлеченность пациента в процесс лечения. Последнее возможно только при условии, что пациент полностью информирован и понимает план лечения, смысл и назначение разнообразных процедур, манипуляций и вмешательств, правила пребывания в клинике, то есть является полноценным участником и партнером врача в борьбе с болезнью. В связи с этим клиника ОАО «Медицина» предлагает вам и вашей семье ознакомиться с правами и обязанностями пациентов.


Основы прав и обязанностей пациентов подготовлены в соответствии с:

Медицинская организация обязуется:

  • оказывать содействие пациенту в получении полного спектра диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
  • поддерживать взаимоотношения пациента и членов его семьи с медицинскими работниками;
  • помогать пациенту активно участвовать в лечебном процессе;
  • обеспечить обучение пациента в процессе лечения;
  • создавать и укреплять эффективную коммуникацию и взаимодействие между всеми сотрудниками, принимающими участие в оказании медицинской помощи;
  • повышать доверие пациента к действиям медицинских работников;
  • обеспечить внутренний контроль соблюдения прав пациентов и членов их семей.

Первичное обращение

При первичном обращении пациент (или его законный представитель) заключает с клиникой договор об оказании платных медицинских услуг и подписывает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. В случаях отказа от подписания договора и добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство клиника вправе отказать в приеме. Предварительно ознакомиться с текстом договора на оказание платных медицинских услуг можно по ссылке.

Клиника ОАО «Медицина» и медицинский персонал:

  • гарантируют обеспечение круглосуточной медицинской помощи;
  • гарантируют адекватное обезболивание пациента при помощи наиболее подходящего метода;
  • взаимодействуют с пациентом и членами его семьи в процессе выбора оптимального метода лечения;
  • не имеют права использовать грубые выражения при общении с пациентом, уважая его ценности, убеждения и решения;
  • не препятствуют совершению пациентом религиозных обрядов, если это не мешает другим пациентам;
  • с уважением относятся к умирающим пациентам и оказывают членам семей психологическую поддержку;
  • гарантируют соблюдение принципов врачебной тайны. Сохранение конфиденциальности медицинской информации гарантируется и после смерти пациента;
  • гарантируют, что информационные технологии, принятые в клинике, обеспечивают предоставление доступа к медицинской информации только тем медицинским работникам, которые имеют на это право.

Права пациентов и членов их семей

Права пациента являются незыблемыми и не могут нарушаться даже по просьбе пациента. Пациенты имеют полный и открытый доступ к брошюрам с описанием их прав. Брошюры доступы во всех отделениях клиники.

Пациенты и члены их семей имеют право подать жалобу, которая рассматривается в установленном порядке.

Получение медицинской помощи:

  • все пациенты клиники и члены их семей имеют право на получение лечения, вне зависимости от их расы, этнической принадлежности, религиозных убеждений, языка, пола, национальности, физических недостатков, сексуальной ориентации, философских убеждений, социального и экономического статуса;
  • все пациенты и члены их семей имеют право получать полную информацию о методе лечения;
  • пациент имеет право согласиться или отказаться от предложенного ему метода лечения;
  • пациенты имеют право на информацию о занимаемой должности, степенях и званиях медицинских работников, которые принимают участие в их лечении;
  • пациент имеет право на полную информацию о своем диагнозе, методе лечения, альтернативах предложенного метода лечения, вероятности успешного лечения, стоимости лечения, предполагаемой продолжительности лечения и возможных осложнениях.

Нахождение в клинике:

  • все пациенты клиники и члены их семей имеют право получать лечение в комфортном окружении, с уважением к их культурным, религиозным и социальным ценностям;
  • пациенты имеют право на присутствие сопровождающего лица в палате, если к этому нет медицинских противопоказаний;
  • сопровождающие лица не имеют права вмешиваться в проведение медицинских процедур персоналом клиники.

Оплата медицинских услуг:

  • лицо, обеспечивающее оплату лечения, имеет право на получение полной финансовой информации о расходах и стоимости лечения.

Обязанности пациентов и членов их семей

Пациенты обязаны уважать права других пациентов и медицинского персонала клиники.

Процесс лечения:

  • пациенты и члены их семей обязаны представлять полную и честную информацию о состоянии здоровья медицинским работникам, принимающим участие в процессе лечения;
  • если у пациентов и членов их семей в процессе лечения возникают сложности в понимании информации, которую им представляют медицинские работники, они должны задавать вопросы и обращаться за любыми дополнительными разъяснениями;
  • пациенты и члены их семей должны сообщать о любых непредвиденных ситуациях в процессе их лечения;
  • пациенты должны принимать активное лечение в процессе принятия решения относительно плана лечения.

Предоставление информации:

  • пациенты должны своевременно информировать клинику обо всех изменениях в их персональной информации (имя, фамилия, адрес или номер телефона);
  • пациенты должны информировать клинику в случае, если они не смогут приехать на прием врача в назначенное время.

Платные медицинские услуги:

  • пациенты обязаны обеспечивать полную и своевременную оплату лечения в клинике.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 19. Право на медицинскую помощь.

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.