Эксперты обсудили, как стереть различия между частной и государственной медициной
«Здоровье нельзя преподносить как товар»
Какой должна быть российская медицина в современных реалиях? Что вкладывают в понятие «качество медицинской помощи» пациенты и медики? Об этом и многом другом эксперты говорили в ходе прошедшего в Москве круглого стола «Государственная и частная медицина: гарантия качества и безопасности в современных условиях».
Как рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Росздравнадзоре, профессор Ян Власов, сегодня в Москве количество государственных и частных медицинских организаций примерно сравнялось. При этом довольно часто можно наблюдать негативное отношение пациентов к «частникам»: мол, они на нас зарабатывают деньги. «Пациенты рассматривают задачи государственного и частного здравоохранения по-разному. Первому важно лечить побыстрее и подешевле. Задача частников: пациент должен приходить почаще и лечиться подороже. Некоторые даже советуют недолечивать пациента, чтобы у него был повод обратиться вновь. Однако сегодня навязывание дополнительных услуг есть и в госучреждениях. Чтобы обезопасить себя от следственного комитета, врачам приходится назначать пациентам все, что есть в клинических рекомендациях. Многие врачи боятся работать в этой системе: сегодня любая жалоба пациента может закончиться уголовным делом. Но врач и пациент находятся в одной лодке: потонет врач, потонет и пациент. Поэтому нужна декриминализация действий врача».
Кроме того, эксперт отмечает, что удовлетворенность человека связана не только с помощью, которую он получил, но и с тем, как ее «упаковали». Например, жители отдаленных регионов хотят рожать в Москве и готовы платить за это огромные деньги только потому, что в палате есть свой туалет, свой персонал и белые стены. Власов отмечает, что сегодня врач перестал быть врачевателем душ человеческих, а профессия перестала быть служением: «Вместе с этим здоровье преподносится как товар. А здоровье не имеет цены. Надо вернуть эту концепцию в образовательные учреждения. Неважно, частная медицина или государственная - она должна служить пациенту».
Заместитель генерального директора ФГБУ «Национальный институт качества Олег Швабский не согласен с тем, что медицина - это искусство. По его мнению, медицина - тяжелая рутинная работа, и единственная возможность не навредить - выполнять стандарты. «Лечить надо не дольше или короче, а одинаково, по стандартам. Тогда разница между частной и государственной медициной будет нивелирована».
Академик РАН, заведующий кафедрой терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины РНИМУ Григорий Ройтберг отмечает, что качество медпомощи в странах с высоким уровнем жизни стоит на втором месте среди причин, которые мотивируют человека жить в той или иной стране: «Пользователю должно быть не важно, кому принадлежит здание клиники или томограф; медицина бывает либо хорошая, либо разная. Мы часто путаем удовлетворенность пациента и качество медпомощи. Первая может быть высокой - врачи могут красиво говорить. А могут быть грубыми и неприветливыми - зато врачами от бога. Но в мире придумали системы аттестации и профессиональной оценки качества медпомощи, системы оценки клиник, например, добровольная сертификация JCI. И ещё очень важно, чтобы в нынешних условиях мы не теряли международные связи в тех случаях, когда это возможно - мы не можем жить в замкнутом пространстве. Иначе получится, как у Жванецкого - если других туфель не видим, наши - самые хорошие».
Но какие условия нужно создать в стране для повышения качества медпомощи? Об этом рассказала ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Она отметила, что качество и безопасность медпомощи во многом определяется знаниями врачей, но с этим есть проблемы. Мы живем в эпоху большого объема информации - количество данных, по экспертным оценкам, удваивается каждый год. И если раньше врачи получали знания из учебников, сегодня им доступны компьютерные базы. В медицине широко используется искусственный интеллект, который позволяет использовать данные электронных карт. «Однако остаётся проблема с обновлением знаний у врачей, - говорит профессор Улумбекова, - ежегодно экспертизы качества помощи в системе ОМС выявляют 25% дефектов в ее оказании, а в следственном комитете даже создан отдел медицинских экспертиз - более 170 дел против врачей ежегодно доводится до суда. При этом оплата труда профессоров, преподавателей вузов, в том числе медицинских в 2,5 раза ниже, чем в советское время в сопоставимых деньгах.
В России короче, чем в развитых странах, время подготовки врачей, и наши медики начинают работать с пациентам ещё до интернатуры. В большинстве медицинских организаций сегодня нет библиотек, и только 20% врачей читают медицинскую литературу».
В России для врачей сегодня введены стимулирующие выплаты (за количество пациентов и пр.). Однако международные исследования показали, что такая система не работает. Как и система наказаний. Чтобы врачи работали эффективно, их нельзя загонять, им необходимо создавать хорошие условия и благоприятную среду в коллективе.
А ещё в России число выявленных осложнений в 28 ниже, чем в Америке. Не потому что их меньше - просто их боятся выявлять. В поликлиниках есть стимулирующие доплаты за снижение смертности трудоспособного населения на 10% в год, тогда как по факту за последние годы она выросла на 7%.
По мнению экспертов, сегодня необходимо делать серьезные вложения в повышения уровня знаний врачей. Например, по статистике Великобритании каждый вложенный доллар дает от 2 до 9 долларов эффекта.
Однако эксперты напоминают, что не все зависит от врачей. Как рассказывает профессор РАН Наталья Кондратова, человек может сделать успешную операцию у высококвалифицированного врача, но если после операции санитарка не помоет руки, и возникнет гнойное осложнение, это - проблема всей системы.