Адрес
г. Москва, 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, Метро «Маяковская» (5 мин. пешком)
Режим работы
График работы клиники «Медицина»
Пн-пт — с 08-00 до 21-00
Сб — с 09-00 до 19-00
Вс — с 09-00 до 15-00

Круглосуточно работают
— Стационар (круглосуточная госпитализация)
— Скорая медицинская помощь
— Магнитно-резонансная томография
— Ультразвуковая диагностика
— Рентген-радиология

En
733 198 Пациентов
Благодарных пациентов получили помощь в АО «Медицина»
более чем за 30-летнюю работу клиники (основана в 1990 году)
Круглосуточно. We speak English
Более 30 лет
лидеру отечественного здравоохранения*
En Записаться на приём

«Конкуренция — важнейшее условие развития медицины»

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4613108

Академик Григорий Ройтберг о перспективах государственного и частного здравоохранения в РФ

академик РАН, Заслуженный врач РФ Григорий Ройтберг

В последнее время российское здравоохранение все чаще становится предметом споров экспертов, политиков и врачей, которые видят различные пути его дальнейшего развития. “Ъ” поговорил с академиком РАН, доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины РНИМУ им. Н. И. Пирогова, президентом АО «Медицина» Григорием Ройтбергом о том, какие проблемы стоят сейчас перед частной и государственной медициной, как обеспечить пациентам наилучшее лечение и почему конкуренция в сфере здравоохранения необходима.

—Вашей клинике, первой частной клинике в России, в этом году исполнилось 30 лет. В то же время многие медучреждения, открытые в 1990-х годах, уже давно прекратили свое существование. Расскажите, какие принципы работы позволили АО «Медицина» быть востребованным у пациентов все это время?

—АО «Медицина» родилось из моей мечты о собственном терапевтическом отделении, в котором все работает по высочайшим стандартам — тем, которых, собственно, заслуживает человек. При этом нельзя сказать, что я изначально досконально знал, как воплотить эту мечту в жизнь — в СССР было невозможно даже думать об открытии частой клиники до принятия закона, разрешившего работу кооперативов. Но постепенно благодаря стремлению использовать передовой мировой опыт, внедрению лучших образцов и технологий управления мы стали одной из лучших частных клиник России.

АО «Медицина» является первой клиникой в России, которая в 2011 году была аккредитована по международным стандартам качества медицинской помощи Joint Commission International (JCI), и на сегодняшний день единственным медучреждением в России, подтвердившим высокое качество своей работы по этим стандартам в четвертый раз. Реаккредитация прошла и в 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса. Аудит в формате видеоинспекции проводила команда международных экспертов из Бельгии, Сингапура и США. Всего в мире этому стандарту соответствует около тысячи клиник, из которых только 30 находятся в Европе.

—Как с учетом вашего опыта построения частного медицинского учреждения такого уровня вы оцениваете работу российского здравоохранения?

—Если мы посмотрим на график государственных расходов на медицинскую помощь, то увидим, что они так или иначе растут. Однако при этом очень многие показатели качества здравоохранения у нас перестали улучшаться и по-прежнему отстают от европейских. Например, возьмем такой показатель, как продолжительность жизни пациента с онкологическим заболеванием. В Москве, так же как и во многих европейских городах, средний возраст мужчины, у которого обнаружен рак, составляет 61 год. Но если за рубежом такой пациент после постановки диагноза проживет в среднем 15–16 лет, то у нас только пять.

—В чем вы видите причину такой ситуации?

—На мой взгляд, проблема в том, что у медицинских учреждений нет условий для улучшения своей работы. Конкуренция — вот важнейшее условие развития медицины, и это было доказано на примере российской стоматологии. Сегодня никто не поедет в Германию лечить зуб или ставить имплант. Стоматология стала одной из лучших среди предлагаемых на отечественном рынке медицинских услуг, и при изменении порядков в ней пациенты и врачи не пострадали. Но дело не только в повышении качества работы больниц и клиник, которое происходит, если им приходится конкурировать за пациента. Конкуренция также сокращает государственные расходы. Возьмем, к примеру, лечение онкологического больного — в коммерческой клинике оно обходится на 30–50% дешевле, чем в государственной. То есть если фонд ОМС выделяет на лучевую терапию для каждого пациента 260 тыс. руб., то частная клиника и лечит его за эти деньги. А государственной еще необходимы вложения в строительство здания и оборудование.

—То есть, на ваш взгляд, увеличение расходов государства на здравоохранение само по себе не позволяет добиться повышения качества медицинской помощи?

—Нет, все дело в том, по какой модели работает система здравоохранения. Почему-то большинство людей думает, что в государственной больнице их лечат бесплатно, хотя на самом деле они оплачивают ее работу из своих налогов, а в частной клинике лечение стоит огромных денег. Возьмем, например, Сингапур — там расходы на здравоохранение составляют около 3,6% ВВП, то есть сопоставимы по объему с российскими, а уровень медицины один из самых высоких в мире. Понятно, что нет идеальных систем здравоохранения, например, в США развитие частной медицины явно зашло в тупик при колоссальных расходах, однако уже сейчас мы можем выбрать лучший опыт и ориентироваться на него.

—В чем вы тогда видите роль государства в развитии здравоохранения?

—Государство должно устанавливать стандарты качества оказания медицинской помощи и контролировать их соблюдение. Иными словами, оно должно выступать в качестве регулятора, а не исполнителя медицинских услуг. Потребитель, безусловно, рано или поздно разберется, какая клиника соблюдает стандарты качества, а какая нет, однако рисковать для этого жизнями людей нельзя. В США такие стандарты устанавливаются самим медицинским сообществом, однако я не думаю, что такое возможно в России.

Лицензии
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № Л041-00110-77/00363409 Срок действия: бессрочная
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.