Лидер столичного здравоохранения
Автор: Алла Мирова, кандидат медицинских наук
Источник: Газета пресс-центра Российской Академии Наук "Вести Медицины"
Президент клиники ОАО «Медицина» Григорий РОЙТБЕРГ - об инновационных технологиях и о том, что такое «умная» клиника
- Что уникального в ОАО «Медицина», отличающее клинику от других медицинских учреждений?
- В клинике ОАО «Медицина» действительно есть много уникальных возможностей для профессионального развития и исследовательской работы. ОАО «Медицина» является клинической базой возглавляемой мной кафедры терапии и семейной медицины Российского государственного медицинского университета. Научные интересы коллектива кафедры связаны, в частности, с разработкой новых подходов к диагностике и лечению пациентов с метаболическим синдромом и ишемической болезнью сердца.
Клиника одна из немногих включена в список инновационно-активных предприятий Москвы и учреждений здравоохранения, на базе которых возможно проведение клинических исследований.
Если говорить об инновациях применительно к ОАО «Медицина», нельзя не упомянуть о том, что сейчас мы совместно с компанией IBM реализуем проект смарт-клиники. Смарт-рум («умная палата»), смарт-клиника («умная клиника») - это не просто вариации на тему так называемого «умного дома». «Умное» управление помещением - это очень маленькая часть. Клиника недавно прошла аккредитацию по международным стандартам Объединенной международной комиссии JCI (Joint Commission International). В этих стандартах предусмотрены очень высокие требования к безопасности пациентов, таким образом достигается минимизация рисков ошибок медицинской сестры или врача. Например, если это не заложено в истории болезни, медицинская сестра не может ввести лекарство. Когда медицинская сестра заходит в палату, на мониторе обозначается ее степень допуска и полный перечень того, что она должна делать.
Особенно ярким примером реализации высоких технологий в медицинской отрасли являются «умные операционные», которые будут введены в действие в новом корпусе нашей клиники осенью 2011 года. Когда в такую операционную заходит хирург, все уже приспособлено так, как ему удобно: свет, который он уже настраивал раньше, те очки, к которым он привык, пациент подводится так, как удобно именно этому хирургу, что вносит свой вклад в успешное проведение операции. И это все занимает считанные секунды. Сюда же входит и автоматическая система контроля за анестезиологическим пособием. Эта система контроля работает гораздо быстрее, чем даже самый опытный анестезиолог.
«Умная клиника» предполагает также централизованное управление инженерной и IT- инфраструктурой здания. Это пилотный проект, аналогов которому в России пока нет.
Я думаю, что ОАО «Медицина» станет первой отечественной клиникой, в которой будет полностью организовано виртуальное пространство. Мы к этому пришли не сразу: уже 12 лет, как в клинике внедрена электронная история болезни, причем не только потому, что это удобно пациенту и врачу. Самое главное - это позволяет лечить и получать результаты на другом, более высоком уровне. Несколько лет обсуждается вопрос о том, что пациент должен принимать участие в лечебном процессе. По нашему мнению, в современных условиях это означает, что пациент должен полностью владеть всеми данными, которые у него есть в истории болезни. И сегодня любой больной у нас имеет право и возможность получить доступ к электронной истории болезни с любого компьютера или мобильного устройства. Это дает возможность осуществлять качественно новый общественный контроль.
В 2011 году в ОАО «Медицина» будет введен в действие новый корпус с высокотехнологичным онкологическим центром, строящимся при методической помощи ведущих зарубежных клиник (Memorial Sloan-Cancer Center, США, и Rabin Medical Center - Davidoff Center, Израиль). Центр будет модельным и задействует для диагностики и лечения пациентов все известные в мировой современной онкологии инновационные технологии.
- Как клиника ОАО «Медицина» выглядит на международной арене по сравнению с клиниками Европы, Америки?
- Это единственная клиника в России, аккредитованная JCI и сертифицированная по международным стандартам (система менеджмента качества сертифицирована ISO 9001:2008; клиника является обладателем оценки менеджмента качества «5 звезд» по Модели совершенства Европейского фонда управления качеством (EFQM) и др.). Официальное заключение JCI об аккредитации по международным стандартам мы получили совсем недавно
- в мае 2011 года, когда, по заключению экспертов JCI (США, Чикаго), ОАО «Медицина» присвоен статус «аккредитованной клиники».
Обратим внимание, что на сегодняшний день за рубежом всего чуть более 400 больниц аккредитовано по стандартам JCI, то есть соответствуют самым высоким мировым стандартам. Аккредитация JCI
- это наиболее объективная и престижная международная сертификация в области здравоохранения, которая считается золотым стандартом качества и является подтверждением соответствия медицинского учреждения принятым на международном уровне медицинским и административным стандартам, а также требованиям по обеспечению международных целей по безопасности пациентов.
Подчеркнем, что международные эксперты JCI оценивают клинику с точки зрения потребителя медицинских услуг, а это, по нашему мнению, является самым важным критерием. При исследовании ОАО «Медицина» уделено особое внимание таким важнейшим факторам, как профессиональный уровень медицинского и немедицинского персонала, этические стандарты (отношение к пациентам со стороны медицинского и административного персонала), статистика удачных операций. Проведена оценка надежности обслуживания, обеспечения безопасности для пациентов и их близких, организации безопасной работы персонала, технологической инфраструктуры, системы управления, производственной и окружающей среды и ряда других показателей/
- Вы опытный организатор здравоохранения и перечислили поистине впечатляющий список - внедренных в клинике инноваций. Кто и что помогает вам в этом?
- Инновации невозможны без основы - нашего 20-летнего опыта создания клиники европейского и мирового уровня, высокопрофессионального коллектива врачей. ОАО «Медицина» в своей деятельности воплощает новейшие достижения мирового здравоохранения для улучшения здоровья и качества жизни российских граждан. Инновации в обеспечении качества медицинского обслуживания - это и результат планомерной работы по всем направлениям деятельности клиники, и стимул для дальнейшего развития и совершенствования. Достижения ОАО «Медицина» признаны самыми авторитетными зарубежными и отечественными экспертами. Внедряя новейшие медицинские технологии, постоянно расширяя спектр услуг, мы стремимся помочь пациентам при любых заболеваниях, реализуя концепцию «все лучшее в медицине каждому, кто лечится у нас», ведь наш приоритет - забота о пациентах.
Как показали недавние исследования ведущих российских аналитических компаний, уровень доверия пациентов к клинике «Медицина» выше, чем к другим частным медицинским учреждениям Москвы. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, качеством работы клиники «Медицина» довольны 94% пациентов, 85% наших пациентов считают, что клиника соответствует представлениям об «идеальной» клинике.
По данным исследовательской компании BusinessStat, ОАО «Медицина» является одним из лидеров столичного здравоохранения по численности врачей и врачебных специальностей и известности среди пациентов. В клинике работают более 900 человек, в том числе 340 врачей 72 врачебных специальностей.
Хочу подчеркнуть, что все наши достижения, награды и дипломы - это только вершина айсберга, в основе которого - ежедневный труд сотен людей, объединенных интересом к чему-то новому, заботой о пациентах и желанием внести свой вклад в служение пациенту. Это, конечно, идеальная картина, ведь в любом коллективе случаются периоды сопротивления изменениям, но здесь главное - постоянный стимул стать лучше, который заставляет двигаться вперед. Для нас такой стимул - мнение пациентов, диалог с которыми по всем каналам коммуникаций мы налаживаем уже много лет и готовы меняться, учитывая мнение потребителей медицинских услуг. Не случайно в 2010 году клиника стала лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области качества.