Эксперты АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) предложили план построения менеджмента качества в медицинской организации
07 октября 2022г. в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) прошел второй день VII Всероссийской научно-практической конференции «Построение системы менеджмента качества медицинской организации. Лучшие практики». Участники познакомились с опытом лидеров медицинской отрасли и обсудили вторую версию Предложений Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Идентификация пациентов, организация работы с препаратами высокого риска, хирургическая и лекарственная безопасность, безопасность среды, уход за пациентами, обучение персонала — об этом и многом другом рассказали участникам конференции эксперты Минздрава России, Росздравнадзора, всемирно известные ученые и специалисты в области построения систем менеджмента качества, врачи-практики. Клиника академика Ройтберга стала площадкой, на примере которой была продемонстрирована реализация на практике требований международной системы качества JCI и российской, разработанной Росздравнадзором.
Григорий Ефимович Ройтберг, президент АО «Медицина», академик РАН поделился со слушателями ретроспективным взглядом на то, как проходили международные сертификации, и почему был выбран именно такой путь:
«Для эффективной работы медицинского учреждения, его процветания необходима система организации деятельности по стандартам. Они должны быть разработаны и внедрены, персонал должен быть обучен работе в соответствии с ними.
Более 30 лет мы являемся пропагандистами системы управления качеством медицинской помощи. Вся деятельность клиники — и медицинская, и немедицинская — должна быть направлена на обеспечение качества медицинской помощи. Мы начинали с системы сбалансированных показателей, которые еще в 2001 году разработали для себя сами, потом в 2005 году первыми среди российских медицинских организаций внедрили систему качества на основе ISO. В 2009 году стали лауреатами Премии Правительства РФ в области качества. Мы планомерно шаг за шагом шли по пути повышения качества медицинской помощи. Деятельность всех подразделений клиники и медицинских, и не медицинских направлена на это. В 2019 году клиника признана лидером по качеству и безопасности медицинской деятельности среди медицинских учреждений России. Мы использовали и другие модели стандартов, в том числе и европейскую систему менеджмента качества EFQM, в 2012 году даже стали победителями конкурса по качеству среди ведущих европейских компаний. Сегодня, на мой взгляд, аккредитация по стандартам JCI — это апофеоз того, что может достичь медучреждение в организации своей работы по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что российская медицина при грамотном системном подходе сможет выйти на новый уровень качества оказываемых медицинских услуг».
Наталья Владимировна Кондратова, главный врач стационара АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), профессор РАН, д.м.н. рассказала, о том, насколько эффективней создавать условия для работы в отличие от карательных административных мер:
«При назначении лекарственной терапии врачи должны работать строго по принятым клиническим рекомендациям. На практике их изучение, подбор правильного препарата, учитывающего нозологию, состояние пациента, сопутствующие заболевания, прием других препаратов и других факторов, требуют большого количества времени. И мы сталкивались с тем, что врачи, не учитывая все факторы, назначали известный им препарат, который для лечения конкретного пациента мог быть не самым эффективным. Чтобы облегчить работу врача, исключить ошибки при назначении лекарственной терапии, мы в клинике минимизировали эти временные затраты и с помощью нашей службы информационных технологий разработали собственную автоматическую систему по заполнению назначений. Теперь на рутинную, но такую обязательную работу у врача уходит не более 15 секунд».
Smart-медицина — комплексная система качественной и безопасной медицинской помощи. В ней заложен индивидуальный подход к каждому пациенту, его потребностям с использованием современных технологий.
Для участников конференции специалисты АО «Медицина» провели экскурсию по клинике, показали, как в ней организована работа по международным и российским стандартам качества и безопасности медицинской помощи: электронную идентификацию пациентов, гарантирующую надежность оказываемых услуг, индивидуальный подход и учет потребностей; идентификационные браслеты; систему оповещения родственников о состоянии госпитализированного пациента, его самочувствии до и после операции и других медицинских процедур; разный уровень доступа к медицинской электронной карте для пациента, для его лечащего врача; организацию работы с препаратами высокого риска, информационную систему по обеспечению безотказной работы медицинского оборудования, систему по обеспечению надежности хранения персональных данных пациентов, и многое другое. Все эти инновации помогают поддерживать высокий уровень качества и безопасности медицинской деятельности в клинике.
Слушателями конференции были руководители и специалисты органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, главные врачи, заместители главного врача, главные медицинские сестры, заведующие отделениями медицинских организаций, руководители медицинских НИИ, высших и средних профессиональных медицинских учебных учреждений.