Адрес
г. Москва, 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, Метро «Маяковская» (5 мин. пешком)
Режим работы
График работы клиники «Медицина»
Пн-пт — с 08-00 до 21-00
Сб — с 09-00 до 19-00
Вс — с 09-00 до 15-00

En
586 230 Пациентов
Благодарных пациентов получили помощь в АО «Медицина»
более чем за 30-летнюю работу клиники (основана в 1990 году)
Круглосуточно. We speak English
Более 30 лет
лидеру отечественного здравоохранения*
En Записаться на приём

Дисграфия

rasseyannyj-skleroz.jpg

Дисграфия — частичное расстройство процесса письма, не связанное с интеллектуальными возможностями человека. Симптомы патологии специфичны: пациент совершает однотипные повторяющиеся ошибки в письменной речи. Диагностика дисграфии осуществляется логопедами и неврологами. При отсутствии коррекции расстройство может стать причиной низкой успеваемости ребёнка и проблем в общении со сверстниками.

Общие сведения

Специфические недостатки письма становятся следствием дефектов психических функций, участвующих в формирование письменной речи. Признаки дисграфии выявляются у половины российских первоклассников и 35–40% учащихся пятых классов. Распространённость нарушения среди детей младшего школьного возраста объясняется общим недоразвитием речи, которое характерно для выпускников детских садов.

Логопеды выделяют два расстройства письменной речи — дисграфию и аграфию. В первом случае основным симптомом нарушения становятся заметные искажения написанных слов, во втором — полная утрата навыков письма.

Причины развития патологии

Патология может развиваться как осложнение расстройств, затрагивающих центральную нервную систему :

  • вирусных, бактериальных и грибковых инфекций;
  • интоксикаций организма;
  • родовых травм;
  • черепно-мозговых травм;
  • менингитов;
  • энцефалитов и т. д.

В некоторых случаях дисграфия становится следствием социально-психологических условий воспитания ребёнка. Нарушения письменной речи характерны для школьников, проживающих в условиях билингвизма (родители пользуются разными языками для общения внутри семьи). Нередко неспособность к письменной речи формируется у пациентов с ограниченным числом собеседников, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

В группу риска входят дети с задержкой психического развития, речевыми нарушениями и врождёнными поражениями центральной нервной системы. Взрослые сталкиваются с симптомами дисграфии после травм головы, инсультов, опухолей головного мозга и нейрохирургических вмешательств.

Симптомы дисграфии

Проявления расстройства типичны. В письменной речи ребенка или взрослого систематически повторяются следующие ошибки:

  • замена схожих по начертанию букв аналогами;
  • употребление звонких букв вместо глухих и наоборот;
  • раздельное написание приставок;
  • объединение предлогов и слов в одну конструкцию;
  • отсутствие согласования между членами предложения.

Лица, страдающие от нарушения, обладают неустойчивым почерком с переменным размером букв.⁠

Виды расстройства

Современная логопедия классифицирует расстройства письменной речи с учётом типа нарушений, приводящих к появлению повторяющихся ошибок. В медицинских справочниках упоминаются следующие формы дисграфии:

  • артикулярно-акустическая;
  • акустическая;
  • лингвистическая;
  • аграмматическая;
  • оптическая.

Артикулярно-акустический тип расстройства связан с неправильным произношением звуков. Ребёнок пишет слова с ошибками из-за того, что не способен произнести их правильно. Эта форма нарушения проявляется в виде одинаковых ошибок в устной и письменной речи.

Акустическая дисграфия развивается из-за несформированного фонематического восприятия. Ребёнок произносит слова без ошибок, но при письме заменяет свистящие звуки шипящими, звонкие — глухими и наоборот.

Лингвистический тип расстройства становится следствием нарушения языкового анализа и синтеза. В процессе письма школьник переставляет местами отдельные буквы или целые слоги, добавляет к словам лишние части, отделяет приставки от корней. Эта форма нарушения наиболее часто диагностируется у учащихся 1–3 классов.

Агграматическиая дисграфия проявляется при изменении слов по родам, числам или падежам. Ребёнок не способен подобрать правильное окончание для любой части речи. В предложениях встречается инверсия слов, пропуски подлежащих или сказуемых.

При оптическом типе расстройства ребёнок заменяет или смешивает буквы со схожим начертанием: вместо «л» употребляет «м», вместо «ж» — «х». Нередко встречается зеркальное написание символов.

Диагностика патологии

При расстройстве письменной речи показаны консультации невролога, офтальмолога и отоларинголога. Эти специалисты выявят органические причины нарушения и исключат из анамнеза ребёнка или взрослого патологии зрения и слуха. Анализ уровня сформированности речевой функции осуществляется логопедами.

Диагностика письменной речи призвана разграничить проявления дисграфии и незнание правил грамматики, характерное для детей младшего школьного возраста. Во время логопедического обследования врачу предстоит:

  • провести анализ письменных работ;
  • оценить уровень речевого развития школьника;
  • выявить возможные патологии центральной нервной системы, органов зрения и слуха;
  • исследовать строение артикуляционного аппарата, оценить объёмы речевой и ручной моторики, определить ведущую руку;
  • оценить целостность звукопроизношения, способности ребёнка к фонематическому анализу и синтезу, уровень слуховой дифференциации звуков;
  • исследовать особенности словарного запаса.

Перечисленные меры рассматриваются логопедами как подготовительные. Полученная во время предварительного обследования информация используется при изучении письменной речи пациентов. Взрослым или детям с симптомами дисграфии предлагается списать текст, выполнить запись под диктовку, сопоставить описание с иллюстрацией, прочесть слова по слогам и т. д. Эти тесты позволяют логопедам выделить типичные повторяющиеся ошибки, характерные для конкретного пациента.

Лечение дисграфии

Коррекция нарушений письменной речи выполняется логопедом. Врачу необходимо устранить дефекты в звукопроизношении, понимании ребёнком фонематических процессов. Во время логопедических сессий пациент работает над расширением словарного запаса, улучшением грамматических знаний, развитием всех форм речи.

Значимой частью терапевтического курса становится развитие аналитико-синтетических навыков школьника, его слухового и пространственного восприятия, памяти и мышления. Навыки устной речи закрепляются посредством письменных упражнений.

В качестве вспомогательных терапевтических мер назначаются:

  • стимуляторы ЦНС;
  • антидепрессанты;
  • витаминные комплексы;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебная физкультура;
  • сеансы массажа.

Продолжительность коррекционного курса зависит от формы дисграфии.

Прогноз

Устранение симптомов расстройства письменной речи требует совместных усилий от логопеда, невролога и школьника. Родителям не следует рассчитывать на то, что дисграфия исчезнет самостоятельно. Своевременно начало коррекционного курса позволит ребёнку повысить успеваемость и избежать академических проблем при переходе из начальной школы в среднюю. Логопедические сессии отличаются высокой эффективностью: свыше 70% пациентов добиваются нормализации письменной речи в первый год занятий.

Предотвратить развитие нарушения можно до начала обучения ребёнка в школе. Родителям следует уделять внимание развивающим играм с сыном или дочерью. Взрослые могут помочь детям овладеть базовыми навыками письма и чтения, расширить словарный запас, уяснить простейшие грамматические конструкции. Мамам и папам следует корректировать детские ошибки в произношении слов. Благодаря этому в памяти дошкольника не закрепятся несуществующие фонетические нормы, провоцирующие развитие дисграфии.

Вопросы и ответы

Какой врач занимается лечением дисграфии?

— Постановка диагноза и разработка тактики лечения осуществляется логопедом. Детям и взрослым пациентам могут потребоваться консультации неврологов, психиатров, кардиологов или терапевтов.

Какова продолжительность коррекционного курса при дисграфии?

— Продолжительность лечения зависит от формы патологии и наличия у ребёнка или взрослого сопутствующих расстройств. До 70% пациентов добиваются исчезновения симптомов дисграфии после года работы с логопедом.

Какие осложнения могут развиться у человека на фоне дисграфии?

— Расстройство письменной речи не приводит к развитию поражений отдельных органов или систем. Пациент может страдать от низкой успеваемости в школе, что станет причиной стресса, депрессивного расстройства и конфликтов с преподавателями.⁠

Источники и литература

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 208 с.
  • Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, — 400 с. — 25 000 экз.
  • Губа Г. П. Справочник по неврологической семиологии. — 2-е изд. — Киев. 1983 г. — 520 с.
Автор статьи
Проконсультироваться по этому заболеванию со специалистом вы можете по телефону +7 (495) 775-73-60
(Нет голосов)
   
Позвоните +7 (495) 775-73-60 или оставьте заявку, мы Вам перезвоним

Лицензии
Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО 77-01-017705
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.